Как не потерять интерес к собственному бизнесу

Как не потерять интерес к собственному бизнесу

Я продолжаю размышлять на тему фокусов внимания предпринимателя и сегодня третья статья на эту тему, в которой мне хочется поговорить о том, что же случается с нашими целями и ценностями под гнетом задач и вопросов, решаемых в первые годы ведения собственного бизнеса. Предыдущие посты можно почитать по ссылке.

Я недавно беседовала с одним предпринимателем, который посетовал на то, что совершенно охладел к своему бизнесу через 6 лет после его открытия. Вроде и дела идут хорошо, и деньги есть, а скучно. Хочется чего-то нового, бодрящего и будоражащего.

Когда мы только начинаем любое дело, то обязательно всегда мечтаем. И я тоже считаю, что этот процесс необходим и писала о его ценности при выработке стратегии развития бизнеса. В том числе часть мечт относится к теме того ради чего вообще дело затевается. Это называется по-разному, чаще миссией или большой целью. Понятно, что цель любого бизнеса – заработать денег. Но бизнес бизнесу рознь.

Если все дело в деньгах, то мечтать и заморачиваться совершенно не обязательно. Достаточно, грубо говоря, поставить палатку на рынке и продавать огурцы с помидорами. И никто же не поспорит, что это бизнес. Нет, тут спорить не с чем – это бизнес, так как цель заработать деньги. Наверное будет немного странным спрашивать обычного рыночного торговца о целях и стратегии развития и как он видит свою палатку через 10 лет. Хотя, возможно, кто-то скажет, что он мечтает о собственном магазине или вырасти из палатки в большой современный рынок.

Я не имею ничего против такого бизнеса. Он нам всем необходим, так как мы едим, одеваемся и потребляем прочие продукты повседневного спроса. Но есть и бизнес другого типа, когда в целях не только заработок денег, но и какая-то большая не материальная цель. У меня, например, есть идея повысить осознанность отечественного предпринимателя и помочь ему делать бизнес более профессионально. И эта идея лежит над желанием просто зарабатывать деньги.

Люди, имеющие цель большую, чем просто заработок и называются предпринимателями. Они не просто бизнесмены, они что-то еще предпринимают, то есть привносят в это мир дополнительные ценности. Известные всем нам примеры основателей таких компаний как Facebook, Apple, Google и пр. – все они делали свои компании не только для того, чтобы заработать денег, но еще и потому, что у них было яркое желание привнести в жизнь что-то новое: социальное общение сквозь расстояния, принципиально новую технику и пр.

И сейчас очень много людей, которые на своем микро-уровне тоже что-то предпринимают и не делают только бизнес. Согласны? Вы, кстати, к какой категории себя относите?

Так что же происходит с большими идеями через несколько лет после открытия собственного дела? Большие идеи вступают в ожесточенную схватку с сиюминутными задачами выживания.

Любое новое дело требует занудной и кропотливой работы по его запуску и развитию. Бывают счастливчики-исключения, которые взлетают сразу, но чаще всего нужно предпринять немалое количество усилий, чтобы все сдвинулось с нулевой точки и заработало.

Трансформируются ли при этом эти самые большие идеи и глобальные цели? И что нужно чтобы их удержать?

Возвращаюсь к диалогу со своим знакомым предпринимателем. В ходе разговора мы затронули очень интересную мысль – а не является ли это похолодание и потеря интереса к собственному детищу следствием того, что его большие идеи затерялись где-то на заднем плане, пока он решал более насущные проблемы каждого текущего дня. Не забыл ли он ради чего все это затеял и чего хотел достичь в нематериальной категории? Нам очень часто кажется, что если жизнь насыщена мелкими задачами и вопросами, то значит все отлично и идет по плану. А на поверку оказывается, что нет. И даже наоборот – как только наступает перевес в текущую мелочевку, то очень быстро исчезает интерес к делу, одно упоминание о котором когда-то вызывало мурашки.

Что с этим делать? Ответ очевиден – надо все время подогревать свой собственный интерес к тому, что делаешь. И касается это не только бизнеса. В любой активности наступает такой момент, когда заниматься ей становится не интересно. А если позаботиться о себе в этом ключе, то активность/дело будут трансформироваться и изменяться вместе с вами и вы никогда не выгорите и не потеряете мотивацию.

И именно поэтому я так много внимания уделяю разговорам о стратегии развития, мечтам о том, что и в каком виде будет у вас через 10 лет. Постоянное возвращение к этой работе – это одна из форм подпитки вашего текущего интереса к тому, что вы делаете.

Такое соблюдение баланса ассоциируется у меня с полетом птицы – на одном крыле перелет не совершишь.

Сбалансированных вам полетов!